Драган Р.А.


БИБЛИОТЕЧНАЯ ШКОЛА КАК ФЕНОМЕН: СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЯ И
АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


Ныне в период развития современных информационных технологий и структур, появления актуальных общетеоретических и конкретно-библиотековедческих проблем науки особое значение приобретает переосмысление накопленного исторического опыта, воссоздание целостной картины истории библиотечного дела.

В связи с этим важную роль приобретает изучение региональных особенностей библиотечной науки и практики, что ставит вопрос о комплексном исследовании феномена библиотечной школы. На наш взгляд, особое значение следует уделить логико-предметным и социально-психологическим аспектам функционирования научных школ в библиотековедении. Характеризуя научную школу с точки зрения логико-предметной стороны ее деятельности, целесообразно обратить внимание на такие аспекты, как основные признаки научной школы, специфические особенности, типо-видовую структуру, предпосылки возникновения и формирования, а также актуальные проблемы этого феномена в общей структуре современной науки. Отдельного исследования требуют модели научной коммуникации, т.е. основные формы и системы передачи научного знания в структуре научной школы.

На основе исследования вышеуказанных проблем видится возможность создания научно обоснованной концепции региональных библиотечных школ, выявления их создателей, исследования созданных ими теоретических моделей как важного научного потенциала, который имеет решающее значение для дальнейшего развития науки и библиотечной практики. Этот потенциал следует рассматривать как определенную основу, которая не только отражает состояние науки и библиотечной практики определенного периода, но и создает базу для дальнейшего развития библиотековедческой мысли.

Несмотря на разносторонность в толковании феномена научной школы среди современных науковедов (А. Баев, В.Б. Гасилов, Д.Д. Зербино, И.И. Лапшин, А.П. Огурцов, Б.А. Старостин, Ю.А. Храмов и др.), следует выделить сущностные элементы в ее структуре, а именно:
- лидер (руководитель программы или автор научной концепции);
- научная концепция или программа;
- сторонники концепции (последователи);
- тип коммуникации.

В связи с этим научную школу можно определить как организацию специалистов различных статусов, компетенции и специализации, которые координируют под руководством лидера свою исследовательскую деятельность, осуществивших вклад в реализацию и развитие программы исследования и способны активно представлять и защищать цели и результаты программы.

Характеризуя лидера научной школы, большинство науковедов считает, что традиции, оригинальность, собственный стиль есть не что иное, как прямое отражение личностных качеств руководителя или создателя школы, специфическая проекция региональных, социально-политических и общекультурных условий жизни.

Важным элементом в структуре научной школы выступает тип коммуникации, то есть способы, с помощью которых осуществляется не только передача определенного знания, но и связь научной школы с внешней средой. Большинство современных исследователей выделяют две основные формы коммуникации: формальную (публикации, цитирование, социтирование и др.) и неформальную (непосредственное общение, обмен опытом на конференциях и др.).

Занимаясь исследованием функционирования библиотечных школ, следует обратить внимание на их признаки. Сегодня можно выделить главные из них: генетические связи, управляющий механизм, динамизм, ассимиляция неофитов, срок существования.
Кроме логико-предметного аспекта исследования научных школ, можно выделить социально-психологические условия их возникновения и развития. Сегодня требуют изучения такие явления, как социальный престиж науки и ученого, организация оптимальных форм науки и практики, актуализация научно-исследовательской деятельности.

В связи с вышеизложенным особое внимание следует уделить исследованию истории библиотечного дела в региональном аспекте, динамики развития научных школ, что даст возможность рассматривать созданные ими концепции и теоретические модели как громадный научный потенциал, который заложил фундамент для дальнейшего развития библиотековедческой мысли. В свою очередь, это даст возможность:
- устранить региональные пробелы в истории библиотечного дела;
- показать региональные особенности и специфику развития библиотековедческой мысли определенного периода;
- определить влияние социально-политических и исторических условий на развитие библиотечной науки и практики;
- выявить конкретный вклад библиотечной школы на современные исследования.

Hosted by uCoz